О свечах зажигания и правильной замене.

 

 

Всё что нужно знать о свечах зажигания двигателя и

как правильно произвести их замену самостоятельно.


Какова функция свечи зажигания?

 

   Свеча зажигания работает как зажигалка, воспламеняя топливовоздушную смесь. Условия работы свечи экстремальные: высокое напряжение в 20 000 - 30 000 В. Высокое давление (до 50 атмосфер), которое образуется при воспламенении смеси. Постоянные циклы нагрева и охлаждения (от нормальной температуры входящей смеси до температуры выхлопных газов после воспламенения, 2000-2500 градусов). Кроме того материалы электродов свечи зажигания подвергаются коррозии, вызываемой продуктами сгорания (вещества содержащие фосфор, свинец, серу)


Что такое калильное число?

 

   В процессе своей работы свеча зажигания должна рассеить тепло, которое образуется в результате сгорания топливовоздушной смеси. Калильное число отражает способность свечи рассеивать тепло.

 

   Если значение калильного числа низкое, то свеча горячее - такая свеча используется в двигателях с небольшими нагрузками. И наоборот, если значение калильного числа высокое, то свеча холодная - такая свеча применима для мощных двигателей.

 

  

 

   У горячей свечи конусная часть изолятора более вытянута - это значит, что изолятор большей площадью обращён к зоне воспламенения, передача тепла к ГБЦ происходит медленнее. Как результат, та часть свечи которая образует искру, нагревается намного быстрее.

   У холодной свечи менее вытянута конусная часть изолятора - это означает, что поверхность, обращенная к зоне воспламенения, имеет меньшую площадь изолятора, через которую тепло рассеивается в ГБЦ. У такой свечи искрообразующая часть быстро не нагревается.

 

Калильное число свечи зажигания должно соответствовать характеристикам двигателя и условиям его эксплуатации


Что означает маркировка свечи зажигания NGK?

Скачать
Маркировка свечей NGK
В файле находится подробная информация по расшифровке
ngk_code_zuendkerzen_ru.pdf
Adobe Acrobat документ 36.4 KB

Почему важен внешний вид отработанной свечи?

   По внешнему виду свечи зажигания можно судить о том, насколько правильно подобрана свеча к данному типу двигателя и, кроме того, о состоянии двигателя.

 

Обычно внешний вид искрообразующей части может характеризоваться следующим образом:

 

 

 

 

Без видимых изменений - свеча работает в оптимальном температурном режиме.

 

Электроды имеют оплавленный вид - тревожный симптом, отражающий неправильную работу двигателя или неправильный подбор свечи. Свечной электрод может раскалиться так, что смесь от него может воспламениться раньше, чем поршень достигнет верхней мёртвой точки. В этом случае может произойти серьёзная поломка двигателя.

 

   Наличие черного нагара, залитый вид - неправильно подобрано калильное число (свеча слишком холодная), либо режим работы двигателя не оптимален. В этом случае температура свечи не достигает необходимого для выгорания нагара значения (примерно 450 градусов), что может привести к пропускам зажигания.

 

 

   На изоляторе видны отложения при использовании топливных добавок, которые повышают октановое число топлива, имеют налет красного или рыжего цвета. Эти отложения приводят к пропускам зажигания и не поддаются очистке.


Какова функция ребристой части изолятора?

  

Ребра на изоляторе улучшают изоляционные свойства, что предотвращает поверхностный пробой. Поверхностный пробой - это образование искры между контактным терминалом и металлическим корпусом.

Во время искрообразования высокое напряжение постоянно прикладывается к контактному терминалу и пытается прошить "искру" по поверхности изолятора на металлический корпус. Если напряжение требуемое искровым зазором для образования искры, слишком велико, может произойти поверхностный пробой, который приводит к пропускам зажигания. Наличие ребер на изоляторе удлинняет путь искры, тем самым повышается устойчивость к поверхностному пробою.

 Старые или грязные свечные наконечники также увеличивают вероятность поверхностного пробоя вследствие наличия на них проводящих отложений.


Что такое эффективное зажигание?

 

 

   Эффективность зажигания отражает способность двигателя хорошо работать на различных воздушно-топливных смесях. Применение хороших свечей может улучшить эффективность зажигания. Процесс воспламинения можно разделить на 4 этапа:

 

1. Образование искры

2. Образование зоны воспламенения

3. Распределение области воспламенения между электродами, которые оказывают угнетающее воздействие на этот процесс

4. Воспламенение воздушно-топливной смеси в камере сгорания.

 

   Подавляющее влияние электродов - это состояние, когда более холодные центральный и боковой электроды, имеющие хорошую теплопроводность, отводят энергию от области воспламенения. Если это воздействие велико, оно может препятствовать воспламенению и вызвать перебои в работе двигателя. Поэтому свечи, разработанные чтобы уменьшать подавляющее влияние электродов. имеют лучшую эффективность зажигания.


Что представляет собой свеча зажигания серии V-Line с V-образной насечкой?

 

 

   На центральном элетроде такой свечи зажигания имеется V образная насечка для наилучшего возгарания воздушно-топливной смеси. Присутствие насечки позволяет сместить искру к краю центрального электрода, тем самым снижая подовляющее влияние на воспламенение самих электродов. Эти  свечи зажигания имеют зелёную маркировку на изоляторе.

 

   Свечи серии V-line имеющие V-образную насечку хороши следующим:

 

- Отличная надежность зажигания, приемущественно на последних двигателях, где воздушно-топливная смесь очень бедная;

- Наилучшие пусковые свойства, даже в самых тяжелых условиях;

- Вероятность пропусков зажигания сведена к минимуму, что увеличивает срок работы двигателя и обеспечивает защиту катализатора.


Что такое иридиевая свеча зажигания?

   У такой свечи на конце центрального электрода имеется напайка из иридия, который отличается крайне высокой устойчивостью к эрозии. Использование этого металла позволяет изготовить очень тонкий электрод, улучшая при этом образование искры.
Так как у бокового электрода края скошены и малый диаметр центрального электрода, значительно улучшает воспламенение, отсюда существенно снижается подавляющее влияние самих электродов на распространение фронта пламени. Кроме того, иридий - тугоплавок, что значительно увеличивает срок службы такой свечи зажигания.
   Центральный электрод по кругу свечи имеет канавку, где мелкие разряды выжигают нагар вокруг электрода, предотвращая стекание искры по изолятору, что делает иридиевую свечу крайне устойчивой к образованию нагара.


Нужны ли особые свечи при эксплуатации автомобиля на газовом топливе?

   Для автомобиля, работающего на газе, нужны особые свечи, так как:

 

- газо-воздушную смесь сложнее воспламенить и увеличивается нагрузка на катушку зажигания;

- при сгорании газового топлива температура воспламенения выше;

- усиливается эрозия и ресурс обычных свечей при работе в агрессивной среде существенно снижается.

 

   Свечи зажигания LPG LaserLine специально изобретены для автомобилей, которые работают на газу. Такие свечи имеют центральный электрод с иридиевым наконечником и боковой электрод с платиновой напайкой. Дорогие металлы способствуют противостоянию неблагоприятным условиям эксплуатации на газе. У каждая свечи зажигания LPG LaserLine предварительно выставляется идеальный для эксплуатации на газе зазор между электродами, который никогда не изменяется на протяжении всего срока эксплуатации. У бокового электрода имеется медный стержень, который улучшает отвод тепла и позволяет оптимально регулировать более высокий температурный уровень при сгорании воздушно - газовой смеси. Каждая свеча зажигания LPG LaserLine имеет покрытый специальным сплавом корпус, который защищает его от высоких температур и более устойчив к коррозии. Очень тонкий иридиевый центральный электрод свечи LPG LaserLine имеет диаметр всего 0,6 мм, который противодействует возникновению напряжения способного пробить  и разгружает катушку зажигания. Эти свечи обходятся крайне низким напряжением зажигания. Кроме того, их форма обеспечивает оптимальное распространение фронта пламени.


Что такое проводящий нагар?

Когда свечи или двигатель работает не в оптимальном режиме, на искрообразующей части свечи скапливаются углеродосодержащие отложения, по которым искра может «стекать» от центрального электрода на металлический корпус, что приводит к пропускам зажигания, вызывает трудности при холодном пуске и работе двигателя.

Существует несколько причин образования нагара. Крайне обогащённая топливовоздушная смесь при:

- неправильной регулировке карбюратора

- неисправности инжекторной системы

- неисправной дроссельной заслонке

- неисправном лямбдадачике или других датчиках двигателя.

- неисправная система зажигания, поврежденные высоковольтные провода и т.п.

Неоптимальный режим работы двигателя при:

- долгой работе на холостых оборотах

- продолжительной эксплуатации на малой скорости

- неправильно подобранном числе свечи (свеча слишком «холодная»).


                                                                     Какие свечи зажигания наиболее устойчивы к образованию проводящего нагара?

 

 

 

   Существует технологии, позволяющие предотвращать пропуски зажигания при образовании проводящего нагара на изоляторе. Такие технологии использованы в свечах следующих типов:

 

 

Свеча с полуповерхностным разрядом (например, BKR6EQUP). У такой свечи искра постоянно скользит по поверхности изолятора к боковому электроду, поэтому постоянно происходит выжигание нагара по пути искры.

 

Свеча с дополнительным искровым зазором (например, BUR6ET). У такой свечи в металлическом корпусе выполнен специальный выступающий близко к изолятору бортик. Когда на изоляторе скапливается проводящий нагар, повышается вероятность того, что искра под воздействием высокого напряжения будет «стекать» по поверхности изолятора и этот бортик позволяет перехватить искру

  

 

Свеча зажигания с воздушным зазором (например, BKR6EK). Обычно искра проскакивает в искровом зазоре, однако, когда образуется проводящий нагар, искра устремляется по поверхности изолятора и перескакивает на боковой электрод через дополнительный воздушный зазор, выжигая нагар.


Каковы последствия перегрева свечи зажигания?

   Длительный перегрев свечи зажигания может вызвать аномальное калильное воспламенение. Когда происходит перегрев свечи, поверхность изолятора становится белой, и на ней продукты горения оставляют пятна. Оплавление электродов – это более серьёзное проявление перегрева, а когда температура достигает 800 и выше (аномально чрезмерный разогрев),  свечной электрод может раскалиться докрасна и стать причиной зажигания до того, когда должна проскочить искра. Происходит калильное воспламенение, в результате двигатель может серьёзно повредиться.

Причины перегрева следующие:

- Чрезвычайно ранее зажигание

-Крайне обеднённая топливовоздушная смесь

-Недостаточность количество охлаждающей жидкости или масла в системе смазки двигателя

- У автомобилей с турбонаддувом – чрезвычайно высокое давление наддува

- Детонация вследствие неисправности датчиков (расхода воздуха, и т.д.) или использования бензина с неподходящим октановым числом

- Неправильный момент затяжки свечей зажигания.

- Неправильно подобрано калильное число свечи-свеча слишком «горячая».


Являются ли коронарные отложения признаком негерметичности свечи?

   Коронарные отложения появляются не из-за проникновения через корпус свечи зажигания газов из камеры сгорания, а вследствие коронарного разряда. Высокое напряжение, которое прикладывается к контактному терминалу для образования искры в искровом зазоре, также прикладывается и к небольшому зазору, который существует между изоляторами завальцованной частью металлического корпуса, вызывая коронарный разряд. Коричневые пятна на изоляторе около завальцованной части металлического корпуса выглядят как след от утечки выхлопных газов через свечу, однако, на самом деле, они являются результатом того, что частицы масла из взвеси, которая всегда есть в моторном отсеке, налипают на изолятор под воздействием высокого напряжения.

 

 

 

 

ВАЖНО! Коронарные отложения не влияют на «эффективность зажигания».


На что нужно обратить внимание при замене свечей, в дополнение к выбору калильного числа?

   Нужно быть уверенным, что используются свечи с правильной длиной резьбы, в случае ошибочного применения свечи с более короткой резьбой на части внутренней резьбы головки блока цилиндров, будет образовываться нагар. Если же ошибочно использовать свечу с более длинной резьбой, клапан или поршень могут контактировать со свечой, что приведёт к серьёзной поломке двигателя, кроме этого, сильно увеличивается риск перегрева и оплавления свечи. По этой же причине нужно обратить внимание на выступание искрообразующей части свечи - оно должно соответствовать рекомендациям производителя автомобиля.

ВАЖНО! При попытке с излишним усилием выкрутить старую свечу, которая сильно затянута и не откручивается легко, можно сломать её, так что резьбовая часть останется в головке блока цилиндров. В таких случаях рекомендуется предварительно запустить двигатель и прогреть головку блока цилиндров, затем применить проникающую смазку к резьбовой части. Спустя некоторое время свеча может быть вывернута.


Какой срок службы у свечи зажигания?

   Так как свечи зажигания подвержены износу и являются расходными запчастями, они требуют периодической замены, даже если свечи зажигания подобраны правильно. Типичные проблемы, связанные с чрезмерно долгим периодом использования свечей.

Выгорание электродов приводит к трудностям при искрообразовании. Если края электродов выгорели и скруглены, искрам тяжелее проскакивать между электродами, что приводит к проблемам при холодном пуске и пропускам зажигания при работе двигателя, максимальная мощность не может быть достигнута.

На изношенных свечах увеличивается вероятность образования нагара на искрообразующей части свечи, что приводит к пропускам зажигания.

Отложения, которые со временем аккумулируются на свече, могут привести к перегреву и вызвать калильное воспламенение до момента, когда искра должна образовываться.

ВАЖНО!  Подобные нежелательные состояния свечей могут быть вызваны не только износом свечей, но и неправильной работой двигателя (неисправностями топливной системы и системы зажигания). Кроме этого неправильный подбор свечей может привести к аналогичным нежелательным последствиям.


   Бесперебойная работа двигателя невозможна без корректного функционирования свечей зажигания. Именно поэтому необходимо ответственно относится к данному вопросу и вовремя производить замену свечей. Совсем недавно, еще лет двадцать назад, практически любой автовладелец с легкостью самостоятельно мог их поменять. В современном же мире данная процедура является поводом для посещения автосервиса.

   Стоит отметить, что цена замены этих устройств в автосервисах достигает немалых сумм. Для того чтобы избавиться от этих ненужных расходов, достаточно научиться менять свечи самостоятельно. Таким образом, автовладелец сможет регулярно экономить собственные деньги и время. Далее приведена подробная последовательность действий для осуществления замены свечей зажигания.

   Замена свечей является не сложной процедурой и не требует особых умений, однако сделать это сложнее, чем поменять воздушный фильтр или колесо. К тому же, следует покупать исключительно качественные устройства, которые подходят к конкретному авто. Только в этом случае можно гарантировать длительный срок службы двигателя.

   Во время приобретения этих устройств необходимо удостовериться, что они подойдут к автомашине не только по функциональным возможностям, но и в том, что они обладают необходимым размером и типом резьбы. Покупая комплект свечей, проверьте количество, оно должно совпадать с количеством старых устройств в автомобиле. Информацию о типе используемых свечей можно найти в документации, которая прилагается к автомашине при ее покупке. Кроме того, опытные продавцы автомагазинов знают, какой тип свечей подойдет к тому или иному автомобилю.Если Вас интересует какой тип свечей стоит на вашем авто можно оставить запрос на подбор на наше сайте.

   Если автовладелец собирается самостоятельно менять свечи, он должен обязательно иметь торцовый гаечный ключ. Иногда может понадобиться гнезда-удлинители и поворотное соединяющее устройство для ключа. Эти дополнительные инструменты пригодятся, если свечи расположены в труднодоступных местах двигателя. Перед началом замены настоятельно рекомендуется узнать, где расположены свечи в целевом автомобиле. Эту информацию можно почерпнуть на одном из автомобильных форумов в сети.

   Проводя замену свечей зажигания, следует помнить, что они работают с высокими температурами и периодически разогреваются до очень высоких температур. Стоит также понимать, что эти устройства могут быть довольно горячими даже после того как двигатель будет снаружи холодным. Следовательно, производить замену свечей необходимо по истечению трех-четырех часов после остановки двигателя.

   Часто современные свечи оснащаются нижними электродами. Помимо этого, в разных моделях автомобилей интервал (зазор) между электродами может отличаться. Сведения о данном интервале можно получить из упаковки конкретного комплекта свечей. Существуют специальные инструменты, которые позволяют изменять этот интервал, кроме того, это можно сделать при помощи набора щупов.

   Купив новые свечи и собрав необходимые инструменты, желательно поместить все это в небольшой ящичек и зафиксировать его в удобном месте под капотом. После этого можно приступать к выполнению замены. До извлечения старых свечей следует очистить свечные колодцы от нагара, мусора и прочих посторонних объектов. Для этого идеально подойдет пылесос, который работает не на всасывание, а в режиме создания исходящего воздушного потока. Помните, что даже самый маленький посторонний объект может попасть в цилиндр и привести к большим повреждениям двигателя.

   Пожалуй, самой ответственной частью замены свечей является работа с проводами высокого напряжения. Их необходимо предельно аккуратно снять со старых свечей и правильно закрепить на новых. Используя изоленту, следует отметить все провода согласно их месту расположения. Если закрепить провода в неправильной последовательности, это приведет к нестабильной работе двигателя и скорой его поломке.

   На восьмицилиндровом двигателе практически нереально угадать верную последовательность проводов и свечей зажигания. Поэтому, если случилось так, что провода не были помечены, нужно обратиться к мастерам. Это сделает бессмысленным самостоятельную замену свечей, но двигатель останется в безопасности. Стоит отметить, что перекрещивание проводов высокого напряжения друг с другом недопустимо, они должны быть параллельны на каждом участке. Чтобы снять провод, нужно тянуть за его крышку. Если тянуть за сам провод, это может привести к его повреждению. Прежде чем вытянуть крышку, следует энергично покрутить ее.

   Во время откручивания свечей, запомните направление вращения. Во время ввинчивания свеча должна хорошо «сидеть» в головке ключа и не выпадать из него даже при вертикальном положении. Если это не так, следует использовать скотч, дабы не допустить выскальзывания свечи. Это поможет спокойно и надежно вкрутить свечу и легко освободить ключ по окончанию процедуры.

   Желательно сперва изъять все старые свечи. При этом сразу же после выкручивания каждой свечи следует закрывать отверстие тряпочкой, чтобы внутрь цилиндра не попал мусор. После того как все старые свечи извлечены, можно преступать к установке новых. Очень важно не сильно усердствовать во время этого, не нужно сильно затягивать резьбу. Чтобы нормально зафиксировать свечу, достаточно поворота ключа на 1/16 от полного поворота после того как она была закручена пальцами до упора. После установки свечей необходимо не забыть снять все распознавательные отметки с высоковольтных проводов. Если забыть сделать это, опознавательные знаки из скотча могут загореться от высокой рабочей температуры на проводах высокого напряжения. Прежде чем закрыть капот автомобиля, проверьте еще раз, не забыли ли вы чего-либо внутри (инструмент, старые свечи и т.д.). Чтобы проверить корректность работы двигателя, достаточно завести автомобиль и немного проехаться. После правильной замены должна наблюдаться стабильная работа двигателя и нормальная мощность.

   Извлеченные свечи нужно осмотреть, они могут содержать белые пятна и незначительные следы нагара – это вполне нормально. Деформация или специфические (черные или красноватые) следы нагара являются тревожным сигналом. При этом следует незамедлительно провести диагностику двигателя.

   Если двигатель обладает алюминиевой головкой, замену свечей зажигания необходимо выполнять с использованием специальной смазки, которая не допускает возникновения реакции между металлами разного типа. Небольшое количество этой смазки следует нанести на свечу перед установкой. Если в таком двигателе не получается выкрутить свечи зажигания сразу, лучше не пытаться сделать это силой и обратиться в автосервис к профессионалам. Они располагают необходимым оборудованием и смогут справиться с данной проблемой. Если же возникает проблема со снятием крышек проводов высокого напряжения, здесь поможет немного силиконовой смазки.

   Напоследок стоит сказать, что к работе с двигателем автомобиля следует относиться с максимальной внимательностью. Ведь современные двигатели компактны, а их конструкция сложна. Стоит уронить в глубину силового агрегата маленький посторонний предмет (старая свеча, головка ключа и т.д.) – и это принесет немало проблем.

Оставить комментарий

Комментарии: 0