Система охлаждения

Краткая информация


Система охлаждения поддерживает оптимальную температуру двигателя (на уровне температуры охлаждающей жидкости, в диапазоне 80-90°C) путем циркуляции охлаждающей жидкости внутри двигателя. Вентилятор предназначен для обдува охлаждающей жидкости в радиаторе, а жидкостный насос создает циркуляцию охлаждающей жидкости в головке блока и в блоке цилиндров.


1. Радиатор
2. Расширительный бачок
3. Пробка наливной горловины радиатора
4. Вентилятор
5. Жидкостный насос
6. Термостат

 

 

Схема циркуляции охлаждающей жидкости


Жидкостный насос создает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Охлаждающая жидкость поглощает тепло от двигателя и рассеивает его в атмосферу через радиатор. Жидкость, которая охлаждается, отдавая тепло, затем возвращается в двигатель.

 

 

Радиатор


Радиатор охлаждает жидкость, нагревшуюся до высокой температуры. Охлаждающая жидкость в радиаторе остывает, когда трубки и ребра радиатора обдуваются потоком воздуха, создаваемым вентилятором системы охлаждения, и набегающим потоком воздуха при движении автомобиля.
УКАЗАНИЕ:


Оптимальная концентрация LLC (Long Life Coolant — охлаждающей жидкости длительного использования) подбирается для определенной температуры окружающего воздуха, характерной для конкретного региона. Кроме этого, LLC необходимо регулярно заменять.

 

Пробка наливной горловины радиатора
В пробке наливной горловины радиатора имеется выпускной клапан, который поддерживает избыточное давление в системе охлаждения. Температура кипения охлаждающей жидкости при избыточном давлении превышает 100°C, что позволяет поддерживать более высокую разницу между температурой охлаждающей жидкости и температурой воздуха. В результате этого повышается эффективность работы системы охлаждения. Когда давление в радиаторе повышается, выпускной клапан открывается и подает охлаждающую жидкость обратно в расширительный бачок. Когда давление в радиаторе понижается, открывается впускной клапан и впускает в радиатор охлаждающую жидкость из расширительного бачка.

 

А. Давление повышается (высокая температура)
В. Давление понижается (охлаждение)

 

1. Выпускной клапан        2. Впускной клапан

 

 

 

Вентилятор системы охлаждения


Этот вентилятор направляет большой объем воздуха к радиатору для повышения эффективности охлаждения.

А. Электрическая система вентилятора системы охлаждения

Измеряет температуру охлаждающей жидкости и включает вентилятор только при высокой температуре охлаждающей жидкости.


1. Замок зажигания
2. Реле
3. Вентилятор системы охлаждения
4. Датчик температуры охлаждающей жидкости

В. Вентилятор охлаждения с вискомуфтой
Привод вентилятора осуществляется приводным ремнем через вискомуфту, заправленную силиконовым маслом. При понижении температуры охлаждающей жидкости снижается частота вращения вентилятора.
С. Вентилятор системы охлаждения с гидроприводом с электронным управлением
Привод вентилятора осуществляется с помощью гидромотора. ЭБУ регулирует поток жидкости, проходящий через гидромотор. Эта система управляет частотой вращения вентилятора, обеспечивая прохождение необходимого объема воздуха через радиатор.
1. Вентилятор системы охлаждения
2. Вискомуфта
3. Шкив
4. Жидкостный насос
5. Гидромотор
6. Датчик температуры охлаждающей жидкости
7. Гидронасос

 

 

Расширительный бачок


Расширительный бачок соединен с радиатором для того, чтобы принимать избыток охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора при ее расширении. При повышении температуры охлаждающая жидкость в радиаторе расширяется, и часть ее перетекает в расширительный бачок. При охлаждении радиатора охлаждающая жидкость затягивается из расширительного бачка.


1. Расширительный бачок
2. Шланг расширительного бачка
3. Радиатор

ДЛЯ СПРАВКИ:
Система охлаждения закрытого типа


В полностью герметизированной системе охлаждениязакрытого типа пробка наливной горловины радиаторанаходится на расширительном бачке, а не на радиаторе, поэтому под избыточным давлением находится вся система охлаждения. Выпускной клапан герметизирует систему охлаждения, предотвращая потери жидкости в результате испарения и снижение эксплуатационного качества жидкости из-за контакта с воздухом.


1. Расширительный бачок радиатора
2. Впускной канал рубашки охлаждения двигателя
3. Радиатор
4. Пробка наливной горловины радиатора

Жидкостный насос


Этот насос создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Для передачи вращательного движения от коленчатого вала на привод жидкостного насоса используется приводной ремень.


1. Жидкостный насос

Термостат
Термостат — это элемент, который позволяет двигателю быстро разогреться и регулирует температуру охлаждающей жидкости. Он расположен в системе охлаждения между радиатором и двигателем. При повышении температуры охлаждающей жидкости открывается клапан термостата, и жидкость начинает циркулировать через радиатор, охлаждая двигатель.
Существует два типа термостатов:
Тип «С перепускным клапаном» — с нижним байпасом и
тип «Без перепускного клапана» — с магистральным байпасом.
А. С перепускным клапаном
В. Без перепускного клапана
1. Клапан
2. Цилиндр
3. Перепускной клапан
4. Парафин
5. Переливной клапан

Работа термостата с нижним байпасом
Термостат установлен на всасывающей стороне жидкостного насоса. Термостат имеет перепускной клапан; при повышении температуры охлаждающей жидкости основной клапан термостата открывается, а перепускной — закрывается, перекрывая циркуляцию
через байпас. В сравнении с магистральным типом тип с нижним байпасом имеет следующие особенности:
1. Имеет большой байпас, что обеспечивает
равномерный прогрев двигателя.
2. Байпас полностью закрывается после прогрева
двигателя или при высоких температурах, повышая
эффективность охлаждения.
3. Термостат обладает высокой чувствительностью,
чтобы поддерживать стабильную температуру
охлаждающей жидкости.
1. Термостат
2. Байпас
3. Радиатор
4. Жидкостный насос

Работа термостата с магистральным байпасом


Байпас постоянно открыт, а канал в радиатор закрывается термостатом только во время прогрева двигателя. В этот период охлаждающая жидкость проходит через байпас. При повышении температуры охлаждающей жидкости термостат открывается, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать через радиатор. В это же время небольшое количество охлаждающей жидкости протекает через байпас.


1. Термостат
2. Байпас
3. Радиатор
4. Жидкостный насос