Тормоза

Рабочие тормоза


Рабочие тормоза используются для снижения скорости движения автомобиля и для остановки автомобиля. Обычно на передних колесах применяются дисковые тормоза, а на задних дисковые или барабанные тормоза.


1. Педаль тормоза
2. Вакуумный усилитель тормоза
3. Главный тормозной цилиндр
4. Регулирующий клапан (P-клапан)
5. Дисковый тормоз
6. Барабанный тормоз

 

При нажатии на педаль тормоза создается давление в гидроприводе, далее тормозная система работает следующим образом.


• Дисковые тормоза:
Вращение колес останавливается силой трения, которая возникает от нажатия тормозной колодки на тормозной диск.


• Барабанные тормоза:
Тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану. Сила трения останавливает вращение колеса, трение возникает от нажатия тормозных колодок на тормозной барабан.

1. Педаль тормоза
2. Вакуумный усилитель тормоза
3. Главный тормозной цилиндр
4. Суппорт дискового тормоза
5. Тормозная колодка дискового тормоза
6. Тормозной диск
7. Тормозной барабан
8. Накладка тормозной колодки барабанного тормоза
9. Тормозная колодка барабанного тормоза

А. Педаль тормоза
Нажимая на педаль тормоза ногой, водитель управляет тормозной системой. При нажатии на педаль создается давление в гидроприводе тормозной системы. Величина тормозного усилия определяется величиной усилия, с которым водитель давит на педаль. При техническом
обслуживании необходимо проверять свободный ход педали тормоза, высоту и рабочий ход педали.
В. Вакуумный усилитель тормоза
Это устройство увеличивает усилие, которое действует на главный тормозной цилиндр, пропорционально величине усилия, с которым водитель давит на педаль. В качестве источника энергии для усиления используется разрежение из системы впуска двигателя.
С. Главный тормозной цилиндр
Это устройство преобразует усилие, с которым водитель давит на педаль, в давление в гидроприводе тормозов. Главный тормозной цилиндр состоит из бачка, в котором содержится тормозная жидкость, и цилиндра, который создает давление в гидроприводе. Главный цилиндр преобразует усилие, с которым водитель действует на педаль, в давление в гидроприводе. Далее гидравлическое давление передается в суппорты дискового тормоза переднего и заднего тормозов и на рабочие цилиндры барабанных тормозов. Техническое обслуживание включает замену тормозной жидкости.

1. Бачок
2. Главный тормозной цилиндр
3. На передние тормоза
4. На задние тормоза

Под действием гидропривода тормозные колодки прижимаются к тормозному диску колеса и создают трение. Вращение колеса замедляется с помощью трения.
Суппорт дискового тормоза
Поршни прижимают тормозные колодки к тормозному диску под действием давления в гидроприводе, которое создается главным тормозным цилиндром.


А. До включения тормозов
В. При включении тормозов


1. Суппорт дискового тормоза
2. Колодка дискового тормоза
3. Тормозной диск
4. Поршень
5. Тормозная жидкость

ДЛЯ СПРАВКИ:
Типы суппортов дискового тормоза
А. Тип с неподвижным суппортом
В конструкции с неподвижным суппортом имеется два поршня, которые прижимают тормозные колодки к тормозному диску с двух сторон.
В. Тип с плавающим суппортом
В конструкции с плавающим суппортом имеется только один поршень, расположенный с одной стороны тормозного диска. Поршни работают под действием давления в гидроприводе. Когда тормозная колодка прижимается к тормозному диску поршнем с одной стороны, суппорт перемещается в противоположную от поршня сторону и прижимает вторую тормозную колодку к тормозному диску с другой стороны. В результате вращение колеса прекращается. Существует несколько видов дисковых тормозов с плавающим суппортом,
отличающихся способом крепления суппорта.


a. Тип FS (тип с двумя пальцами)
b. Тип AD (тип с одним пальцем и одним болтом)
c. Тип PD (тип с двумя болтами)

 

1. Палец
2. Болт
3. Суппорт
4. Тормозной диск

Колодка дискового тормоза
Она имеет накладку из фрикционного материала, накладка прижимается к вращающемуся тормозному диску.
В перечень работ технического обслуживания входит проверка толщины фрикционной накладки тормозной колодки дискового тормоза.


Противошумная прокладка
Предотвращает шум от вибрации колодки дискового тормоза при торможении.


1. Колодка дискового тормоза
2. Противошумная прокладка

Тормозной диск


Это металлический диск, который вращается вместе сколесом. Существуют тормозные диски монолитной конструкции, не имеющие полостей и отверстий, и вентилируемые тормозные диски, полые внутри. Существует также тормозной диск с барабаном стояночного тормоза.


А. Монолитный тип
В. Вентилируемый тип
С. Тип с барабаном стояночного тормоза

Тормозной барабан вращается вместе с колесом. Тормозные колодки прижимаются к барабану изнутри. Возникающее трение замедляет вращение колеса. Необходимо проверять состояние тормозного барабана и фрикционных накладок тормозных колодок.


УКАЗАНИЕ:
Для создания тормозного усилия тормозные колодки прижимаются к вращающемуся барабану изнутри. При прижимании тормозных колодок к барабану в направлении, при котором сила трения совпадает с силой, вращающей колесо, сила трения увеличивается, и замедляется вращение колес. Этот эффект называется самоусилением.

1. Рабочий колесный цилиндр
В цилиндре имеется поршень с резиновой манжетой. Поршень передает давление гидропривода от главного тормозного цилиндра на тормозную колодку и прижимает фрикционные накладки к тормозному барабану.
2. Тормозная колодка/фрикционная накладка тормозной колодки
Накладки тормозных колодок изготовлены из фрикционного материала, они прижимаются к вращающемуся тормозному барабану. Сила прижатия ведущей колодки увеличивается за счет самоусиливающего действия от вращающегося барабана. Сила трения, создаваемая ведомой тормозной колодкой, направлена против силы, вращающей колесо, и не усиливается.
3. Фрикционные накладки тормозных колодок
Накладки тормозных колодок изготовлены из фрикционного материала, они прижимаются к вращающемуся тормозному барабану. Сила прижатия ведущей колодки увеличивается за счет самоусиливающего действия от вращающегося барабана. Ведомая колодка установлена напротив ведущей тормозной колодки.
4. Тормозной барабан
Барабаны вращаются вместе с колесами.
5. Поршень
Детали, на которые давление передается от главного тормозного цилиндра через гидропривод. Поршни прижимают
тормозные колодки к тормозному барабану.
6. Манжета поршня
Манжета поршня — это резиновая деталь, которая уплотняет зазор между корпусом цилиндра и поршнем и не
позволяет просачиваться через этот зазор гидравлической жидкости.

ДЛЯ СПРАВКИ:
Типы барабанных тормозов


Существуют различные типы барабанных тормозов, отличающиеся количеством и схемой расположения тормозных колодок. Конструкцию барабанного тормоза выбирают в зависимости от его назначения, чтобы использовать преимущества расположения передней и
задней тормозных колодок.


А. Тип с ведущей и ведомой тормозными колодками
В. Тип с двумя ведущими тормозными колодками
С. Одноколодочный тип с действующим в одну сторону рабочим цилиндром
D. Тип с рабочим цилиндром с двумя поршнями


1. Неподвижный рабочий колесный цилиндр
2. Неподвижное крепление тормозной колодки
3. Плавающий рабочий цилиндр

 


Красная стрелка: направление вращение колеса
Розовая стрелка: направление перемещения поршня
Слева на схеме показан цвет тормозной колодки.
Ведущая тормозная колодка: оранжевый
Ведомая тормозная колодка: синий

Регулирующий клапан


Этот клапан расположен между главным тормозным цилиндром и задними тормозами. Он регулирует давление в гидроприводе тормозов передних и задних колес, обеспечивая равномерное усилие торможения. При возрастании давления в гидроприводе задних тормозов
(которые склонны к блокировке при торможении) клапан делает его ниже, чем в гидроприводе передних тормозов.


1. Вакуумный усилитель тормоза
2. Главный тормозной цилиндр
3. Регулирующий клапан
4. Передний левый тормоз
5. Задний левый тормоз

Стояночный тормоз


Стояночный тормоз в основном используется, когда автомобиль стоит. Он механически блокирует задние колеса. В перечень работ технического обслуживания входит регулировка рычага стояночного тормоза.


1. Рычаг стояночного тормоза
Приводит в действие стояночный тормоз.
2. Трос привода стояночного тормоза
Трос для передачи усилия от рычага стояночного тормоза на стояночный тормоз.
3. Задний тормоз
Прижимает тормозную колодку барабанного тормоза (тормозную колодку дискового тормоза) к барабану (тормозному диску) для затормаживания автомобиля на месте.

 

ДЛЯ СПРАВКИ:
Типы рычагов стояночного тормоза


А. Рычажный тип
Применяется в основном на легковых и малотоннажных грузовых автомобилях.
В. Рукояточный тип
Применяется на некоторых малотоннажных грузовых автомобилях.
С. Педальный тип
Применяется на некоторых легковых автомобилях и автомобилях высокого класса. В настоящее время стояночный тормоз выключается с помощью педали.


1. Рычаг выключения тормоза
2. Педаль

Типы конструкций стояночного тормоза
Существует несколько типов стояночных тормозов в зависимости от типа задних тормозов.
Тип стояночного тормоза, встроенного в рабочую тормозную систему
А. Тип с барабанными тормозами
Трос приводит в действие рычаг тормозной колодки, тормозная колодка прижимается к барабану, затормаживая барабан.
В. Тип с дисковым тормозом
Трос приводит в действие рычаг, который прижимает тормозную колодку к тормозному диску с помощью поршня, затормаживая тормозной диск.
С. Тип стояночного тормоза, отдельного от рабочей тормозной системы
Трос приводит в действие рычаг тормозной колодки и прижимает тормозную колодку к барабану, затормаживая тормозной диск.
D. Тип центрального стояночного тормоза
Трос приводит в действие рычаг тормозной колодки и прижимает тормозную колодку к барабану, затормаживая карданный вал.

1. Тормозная колодка
2. Рычаг тормозной колодки
3. Поршень
4. Тормозная колодка дискового тормоза
5. Тормозной диск
6. Трос привода стояночного тормоза

AБС (Антиблокировочная система тормозов)


Если при торможении начинается блокировка колес, то АБС под управлением компьютера изменяет давление в гидроприводе рабочих колесных цилиндров барабанных тормозов и суппортов дисковых тормозов. Предотвращая блокирование колес, данная система предохраняет
автомобиль от движения юзом и потери управляемости.


1. ЭБУ (электронный блок управления)
2. Привод AБС
3. Датчики

А.  С АБС
В.  Без AБС

ДЛЯ СПРАВКИ:
АБС с EBD (Electronic Brake force Distribution — электронной системой распределения тормозного усилия)


В дополнение к функциям, выполняемым AБС, AБС с EBD распределяет тормозное усилие между передними и задними колесами, а также между левым и правым колесами в соответствии с условиями движения автомобиля. Эта система регулирует тормозное усилие на передних и задних колесах в соответствии с загрузкой автомобиля или с перераспределением нагрузки, которое происходит при торможении.
Кроме этого, эта система регулирует тормозное усилие на левых и правых колесах при движении на повороте.


А. Нормальное состояние
В. С нагрузкой
С. При торможении во время движения на повороте

BA (Brake Assist — усилитель экстренного торможения)


Эта система помогает водителю при экстренном торможении, увеличивая тормозное усилие. Хотя АБС делает торможение при полностью нажатой педали максимально эффективным, она может не сработать при легком нажатии на педаль. Усилитель экстренного торможения включается, когда необходимо большое тормозное усилие, например при экстренном торможении, при движении на спуске или когда
автомобиль полностью загружен. Когда компьютер определяет состояние экстренного торможения, он изменяет давление в гидроприводе таким образом, чтобы тормозное усилие увеличилось. Компьютер определяет, когда необходимо увеличить тормозное усилие или по скорости нажатия на педаль тормоза, или по скорости увеличения давления в главном тормозном цилиндре.

F: Тормозное усилие            H: Время
А. С BA                               В. Без BA ↑ : Увеличение тормозного усилия
1. ЭБУ (электронный блок управления)
2. Привод 3. Датчик 4. Педаль тормоза

 

TRC (Traction Control — противопробуксовочная система)


При передаче крутящего момента на колеса, например при трогании автомобиля с места, TRC обеспечивает равномерное движение, предотвращая пробуксовывание ведущих колес. При пробуксовывании ведущего колеса компьютер снижает мощность двигателя и включает тормоза для ограничения пробуксовывания.


УКАЗАНИЕ:
Существует также другой тип противопробуксовочной системы, называемый «Активной TRC», эта система предназначена для полноприводных автомобилей. На неровных дорогах она предотвращает отрыв колес от поверхности дороги и пробуксовывание.

1. Обеспечивает уверенное троганье с места и разгон автомобиля на скользкой дороге.
2. Обеспечивает достаточную управляемость и устойчивость автомобиля даже при разгоне.
3. Обеспечивает устойчивость автомобиля даже при разгоне на повороте.
4. Обеспечивает уверенное троганье автомобиля с места и разгон, даже если силы сцепления правых и левых колес с дорогой различаются.

VSC (Vehicle Stability Control — система курсовой устойчивости)
VSC обеспечивает сохранение заданной траектории движения автомобиля в поворотах. Если траектория движения автомобиля в повороте
становится неустойчивой, компьютер включает тормоза и снижает мощность двигателя для стабилизации траектории движения автомобиля.
УКАЗАНИЕ:
• Названия VSC
Северная Америка: «Vehicle Skid Control»
Все другие регионы: «Vehicle Stability Control»
А. При недостаточном поворачивании:
Задние тормоза создают усилие, направленное внутрь траектории поворота.
В. При избыточном поворачивании:
Наружные передние тормоза создают усилие, направленное наружу траектории поворота.

1. ЭБУ (электронный блок управления)
2. Привод системы курсовой устойчивости VSC
3. Привод дроссельной заслонки
4. Датчик ускорения
5. Датчик скорости автомобиля
6. Датчик скорости рыскания
7. Датчик угла поворота рулевого колеса

Работа АБС


1. Эта система контролирует скорости вращения четырех колес. Если колесо близко к блокировке, система мгновенно отключает тормоз этого колеса и обеспечивает восстановление вращения колеса.
2. После восстановления вращения колеса тормоз опять включается.
3. Если колесо опять близко к блокировке, система отключает тормоз этого колеса.
4. Эта система повторяет описанный выше процесс десятки раз в секунду, обеспечивая максимальную эффективность торможения, курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.


1. ЭБУ (электронный блок управления)
2. Привод
3. Датчик